М.А. Врубель

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ.

Врубель, Михаил Александрович (1856 - 1910),родился 5 марта 1856 года в Омске в семье офицера русской службы. Именно семья сформировала в нем то, что называют его «жизненной стихией»- мистерию музыки, театра и живописи, а частые переезды подготавливали в нем почву для формирования внутреннего мира художника, о котором впоследствии будут говорить: «О Врубеле нет среднего мнения, он для одних гений, для других нечто весьма странное, ни на что не похожее из того, к чему так привыкли» (Мурашко).

Следуя стопами отца, Михаил Врубель поступает на юридический факультет и лишь по окончании его идёт вольнослушателем в Академию художеств в Петербурге. Именно там, благодаря влиянию его преподавателя П.П.Чистякова, начинает складываться его отличительный стиль, где «гранение» формы оказалось чем-то большим, поэтому предметы на его картинах напоминают кристаллы.

В 1884-89 Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора. Именно в творчестве киевского периода впервые проявилось характерное для Врубеля противоречие между мечтой о художественном преображении мира и буржуазной действительностью, которая не давала возможности средствами искусства утверждать гуманистические идеалы.

С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда Врубель, переселившись в Москву (в конце 1889), вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С. И. Мамонтова. В эти годы Врубель выполняет панно и станковые произведения, участвует в оформлении спектаклей, создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской, выступает в роли архитектора и мaстepa прикладного искусства.

Врубель увлекался русским народным творчеством, на основании которого ему удалось создать образы фантастические и сказочные и вплести их в не менее фантастический и одухотворенный мир природы.

В эти же годы Врубель работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова.

Главной темой творчества Врубеля в моcковский период становится тема Демона, где Врубель в символической форме ставит "вечные" вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество.

Основной вехой в жизни и в творчестве Врубеля стало знакомство и брак с Надеждой Ивановной Забелой – оперной певицей, которая была музой художника, живым воплощением его идеалов, реальным персонажем его сказочного мира.

Но поиск идеалов, которые будут «будить душу от мелочи будничного» в условиях сложного и противоречивого развития русской художественной культуры конца 19 - начала 20 вв. привел к проявлению в его творчестве субъективных, индивидуалистических, а порой и мистически-болезненных черт, что вызывало ожесточённую полемику по поводу его произведений в различных кругах русского общества, многие не понимали творчество художника и даже открыто осуждали его стиль.

Разрыв с действительностью усиливался… Образы становились всё более тревожными… В 1900-е гг. творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 г. Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 г. ослеп).

Уже под конец жизни смертельно больной художник скажет молодому поклоннику его таланта: «Милый юноша, приходи ко мне учиться. Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский». В 1906 году на выставке русского искусства в Париже, по свидетельству художника С. Ю. Судейкина, некий молодой человек «часами простаивал над вещами Врубеля». Молодого человека звали Пикассо. А значит не только модерн, но и, утверждает Судейкин, «все основы кубизма, конструктивизма и сюрреализма были начаты и обоснованы Врубелем».

Умер Михаил Александрович в 1910 году. Творчество художника было страстным протестом против зла. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы - вот содержание большинства работ Врубеля.

«Врубель жил просто, как мы все живем .

А между тем в каждую страницу жизни вплетается зелёный стебель легенды.

Жизнь, соединённая с легендой, есть уже "житие"». (А.Блок).

Работы Врубеля М.А.